Все картины художника в той или иной степени отражали таившуюся в его душе печаль. Он любил изображать старцев и монахов, сбежавших от реальности мира. Они нашли убежище в монастырях.
Волков невероятно любил природу средней полосы России. Во время поездки в Крым юг его не впечатлил. Великолепный образ предстает перед зрителем. Мы видим скалистый берег, реку, буйную зелень и тенистые деревья. Насыщенные цвета настолько естественны, что кажется, что это не картинка, а фотография.
За деревьями слева возвышается монастырь.
Он полностью белый и является одним из самых светлых на всей картине. Перед зрителем предстает монах и идет за водой. Действие такое простое. Все происходящее совершенно обыденно, но в этом и заключается красота. Васильев с необычайным мастерством передает очарование русской природы.
Название картины «В монастыре» не случайно. Человек нашел покой в монастыре, но этому способствовала вся окружающая его природа. Это так обыденно и просто, но в то же время невероятно красиво, поистине грандиозно. Тихое великолепие реки, буйная зелень и величественное небо. В этом мире нет ничего, что могло бы сравниться с природной красотой центральной России.
Васильев использовал в своем творчестве приглушенные цвета. Они максимально естественны, но в то же время слегка приглушены. Художник передает сочные оттенки зелени, красоту летнего неба, особое очарование стоячей воды. Скалистый берег четко очерчен. Зрителю кажется, что камни объемные. Столь же осязаемыми кажутся лестницы, спускающиеся с земли на берег. Каждый из шагов прописан невероятно четко. Фигура монаха довольно темная, черты лица намеренно не прописаны, чтобы подчеркнуть типичность его образа.
Для Васильева была важна каждая деталь. Именно из таких, казалось бы, незначительных мелочей складывается огромная, поистине грандиозная картина.