Одна из самых загадочных картин века. Многие специалисты и критики ведут долгие дискуссии о человеке, изображенном на полотне. Одни склеиваются к тому, что это молодый граф Бобринский, известный своими подвигами не только в военных кампаниях, но и в политических реформах. Сын Екатерины II и ее любовника графа Г. Г. Орлова, известный полководец.
Другие специалисты, проведя ряд аналитических работ и изучив полотно через рентген, пришли к выводу, что изначально на полотне была изображена молодая девушка. Чуть
более поздний период, профайсь она пожили другие протрет, но не тронуты. Костюм стал мужским, как на маскараде. Возможно, заказчик решил таким образом обновить портрет, сохранив основную часть. По одной из версий, это первая жена Н. Э. Струйского – О. С. Балбескова.
Цена этой картины относится к позднему периоду творчества художника. Для ценителя прекрасного это большая потеря, так как последние годы жизни стали пиком его творчества и развития. Особое изящество и красоту придает применение совершенно новых выразительных приемов, которые мастер ранее не разгадывал. Способ нанесения мазков становится более концентрированным и плотным. Выделяется резкий контур, делающий формы выразительными и острыми. Резкие переходы оттенков в сочетании с гармонией придают полотну неповторимую привлекательность.
Самая популярная версия – княгиня Голицына, с которой Пушкин взял образ старухи из произведения «Пиковая дама». Уверенная в себе женщина смотрит на зрителя. Поза выдает своевольный и эгоистичный характер. Поджатые можно использовать обмен и гродуть, призывные глаза ищут какой-то подвох в человеке. Еще при жизни прототип отличался сильным характером и властной натурой, остроумием и умением выделить главное, что делало его барышным любимцем дворца.