Фернан Леже прославился как один из пионеров нового направления в искусстве – кубизма. Именно после знакомства с членами сообщества «Золотое сечение» художник полностью отказался от традиционной живописи, перейдя на сложный язык геометрических объемных фигур. Из цветовой гаммы он выбирает спокойный оттенок серого во всех возможных оттенках. Одной из первых попыток создать произведение искусства на новый лад стала картина «Курящие».
Картина насыщена элементами, которые впоследствии станут
принципиальное для художника: формы разъединены, руки большие, неестественного размера. В произведении названы персонажи, но на полотне они присутствуют в «разобранном» виде. Людей не видно — указано их присутствие. Глаза вынесены за пределы лица, руки непропорциональны по размеру, контуры фигур отсутствуют. Лица едва видны сквозь окружающую дымку, только читаются намеками. Выражение лица прочитать невозможно — чувства, эмоции не занимают художника. Его главная задача – показать мир преображенным, измененным, передать его хрупкость и неустойчивое равновесие.
Небольшие домики с цветными крышами, зеленые овалы крон деревьев, воздух, небо – все окутано клубами табачного дыма. Серые клубы так плотно заполняют пространство на картине, что кажется – еще немного, и зритель почувствует характерный запах табака наяву. Курильщики изменили мир вокруг.
Изображение интересно тем, что требуется время и особый взгляд, свободный от художественных условностей, чтобы понять, что изображено. Оценивать холст нужно с разных точек, то приближаясь, то удаляясь от работы. Работы Фернана Леже завораживают зрителя своим необычным видением окружающего пространства, тонкой способностью показать мир «сверху», не оглядываясь на привычные формы и образы.
Творчество мастера всегда вызывало много споров и активных споров, но это, наверное, и есть настоящее искусство.