Полотно «Геркулес и Омфала» принадлежит кисти французского живописца Франсуа Буше, видного представителя рококо и одного из любимых художников короля Людовика XV. Картина написана в 1735 году, считается одной из самых ранних работ. Находится в ГМИИ им. Пушкина в Москве.
В основу полотна лег миф о сыне Зевса и земной женщины — Геракле. В попытке совершить один из 12 доверенных ему подвигов герой оказывается в рабстве у царицы Лидийского царства — Омфалы. Такое ужасное наказание
становится наказанием за убийство Ифита, сына Еврита. Вестник богов — Гермес, отдает Геракла под защиту Омфалы ровно на 3 года.
Проклятие прекрасной царицы не оставляет Геракла равнодушным. Молодой герой отдает ей свое сердце, теряет стремление к предприимчивости и присущую ему воинственность. Мужчина решает остаться дома, каким стало для него королевство Омфала, и поэтому надевает женскую одежду. Омфала отстраняет его от тяжелой работы, заставляя сидеть за прялкой или помогать рабам. В любовном союзе рождаются дети, впоследствии они становятся первыми королями Лидии.
На протяжении многих веков Омфалу отождествляли с богиней Астартой, или Афродитой-Уранией, сочетая в себе женственность, присущую слабому полу, и качества истинной воительницы.
Используя именно этот сюжет для написания картины, Буше мастерски передал эротические и чувственные моменты, отсутствующие в мифологическом пересказе, но явно не лишенные права на существование. Центральное место в картине отведено главным героям — Гераклу и Омфале, находящимся в роскошных покоях. Тела мужчин и женщин обнажены до пояса. Справа в углу можно увидеть двух амуров, именно они толкают влюбленных навстречу друг другу.
При написании полотна использовались яркие краски, чтобы в полной мере передать страсть, кипевшую в сердцах молодых людей. Персонажи хорошо освещены, что позволяет увидеть мельчайшие детали обнаженных тел, отлично прописанные художником.