«Портрет Люсьена Фрейда» — картина, написанная выдающимся портретистом и художником Фрэнсисом Бэконом в период с 1965 по 1969 год, позже были написаны «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда».
Полотно выполнено в духе экспрессионизма, что проявляется в определенной скульптурной составляющей портрета, изломе форм, смешении красок и их растекании по изображению. С таким течением связана определенная деформация, характерная для всех картин Бэкона, что делает их естественными и вполне доступными для понимания.
Только Люсьен Фрейд
один из лучших специалистов по фигуративной живописи, Бэкон познакомился с ним в 1945 году и быстро подружился. Художники не раз писали портреты друг друга, но портрет, написанный Бэконом, является наиболее удачным с точки зрения современного искусства, но менее понятным обычному человеку, не привыкшему к дышащему агрессией экспрессионизму.
На полотне действительно изображен силуэт и общие черты человеческой шеи, плеч и головы, но вместо лица зрителю предстает набор косых линий, линий и штрихов, между прочим очень близкий знаток этого направления в Искусство способно различать нос, глаза, брови и рот человека. Общие черты Фрейд едва ли смог найти в самом этом портрете.
Лицо мужчины нарисовано смесью розовой и темно-красной красок, остались только волосы и воротник рубашки, как обычно видно на обычном портрете. Портрет написан на темном фоне, позади Фрейда нет ничего, кроме зияющей черной пустоты, но тем не менее портрет ему очень понравился и был встречен с большим восторгом, который очень быстро прошел — в середине 70-х друзья спорили о способом писать картины и улучшить свои отношения им не удалось, и только этот портрет стал единственным свидетелем их дружбы.