Картина французского живописца Гюстава Курбе «Мастерская художника» написана в 1855 году масляными красками и холстом, размеры которой достигали почти 6 метров в длину и не менее 3,6 метра в ширину.
Полотно было написано в день открытия Всемирной выставки 1855 года и стало главным экспонатом «Павильона реализма», созданного художником в противовес представленным здесь работам других французских художников.
У картины было и второе название, более длинное и запутанное: «Настоящая
аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни. Второе название является более точным отражением того, что изображено на картине, для которой выбраны темные тона и цвета.
Центральной фигурой на полотне является сидящий боком мужчина — сам художник. В руках у него кисти и краски — он пишет огромный пейзаж и занят делом, ни на кого не обращая внимания.
В мастерской художника собралось много разных людей. Потом за ним полуголая девочка, скорее всего модель, а у его ног, пока он созерцает получившееся творение, застыл маленький мальчик, рядом с которым играет белая кошка.
В правой части картины толпится много людей, но не все наблюдают за творческим процессом, лица многих кажутся отстраненными и равнодушными, происходящее здесь им неинтересно.
Это те, кого художник называет своими врагами, те, кто пытается помешать ему реализовать свои творческие мечты и амбиции. На самом деле люди в этой части картины заняты исключительно друг другом, или собой, разговаривают, задумчиво смотрят в пустоту и даже читают книги.
На заднем плане видна обнимающаяся пара.
В левой части картины люди тоже заняты собой, но все же проявляют определенный интерес к происходящему. По словам самого художника, все персонажи созданы им для описания своей творческой жизни и творчества, каждый из них что-то символизирует.
Не секрет, что свое место в картине нашли сестра художника, его бывшая возлюбленная, которую вскоре сняли с полотна, и даже сам император Наполеон III, которого художник обвинял в антиреволюционных и антиреспубликанских действиях.
Большое внимание при написании картины уделялось игре света и тени. Несмотря на то, что полотно темное, это не мешает изображенным на картине чертам лиц, а также почти всем мелким деталям. Наибольшее освещение отдано фигуре модели и самого художника, все остальные персонажи прячутся в тени, что не мешает видеть не только их, но и стены комнаты.