Климт – известный австрийский художник-модернист, который в своих картинах отдавал предпочтение изображению женского тела, часто обнаженного и эротического. Если на картине появлялся мужчина, его лицо обычно осторожно скрывалось и закрывалось художником, а женщина всегда смотрела прямо перед собой.
Тематика его картин вызывала множество споров в современном обществе – обнаженная плоть многим казалась безнравственной, критики неустанно осуждали Климта, но он всегда игнорировал их мнение и продолжал писать в своих
стиль.
«Золотая рыбка» изначально называлась «Моим критикам» и должна была отразить реакцию художника на поток критики, последовавший за его большим заказом. Критики упрекали его в нарушениях нравственности — в ответ Густав Климт нарисовал им картину, полностью попирающую нравственность и откровенно отсылающую критиков туда, где не светит солнце. В нем, по мнению художника, сочетаются подводный мир и мир человека. Вода, пронизанная солнцем, играет золотом. Пучеглазая рыба плавает по своим рыболовным делам.
Водоросли двигаются, подчиняются движению подводных течений, и среди всего этого, органично вписываясь, как русалки или даже рыбы, плавают женщины. Двое в верхней части картинки — это просто фон, они не слишком яркие, один стоит спиной, другой ухмыляется, показывая только половину.
Центральный образ «Золотой рыбки» — пухленькая женщина, сидящая на переднем плане, выделенная как композиционно, так и с помощью ярких красок. Ее рыжие волосы развеваются и качаются, как водоросли. Она сидит спиной к зрителю и лукаво поворачивается — выражение ее лица выражает насмешку и веселье, что-то вроде выражения «Ну что, поел?».
Явный эротизм ее образа только добавляет пикантности насмешке, делает ее чуть ли не непристойной.
За этой картиной последовала новая волна критики, которую Климт проигнорировал.