Тинторетто – уроженец Венеции, представитель школы позднего Возрождения, что, впрочем, очень условно – его творчество характеризуется определенным стилем, который он создал за годы работы. Характеризуется мастерской работой со светом, мелкими деталями, тонкой проработкой лиц.
Необыкновенно талантливый, Тинторетто работал очень быстро, особенно если делал что-то на заказ, что иногда делало его картины неряшливыми. Однако это никак не относится к Тайной вечере.
На картине изображен момент, когда Христос разбивается
сломался и сказал: «Это мое тело». В уютной компании учеников чувствуется удивление, но не страх – они привыкли к странным словам учителя, не боятся того, что он говорит, просто не понимают его.
Смотрят друг на друга, боятся взять хлеб, о котором говорилось. А вокруг них продолжает свою тихую жизнь обычный бедный трактир. Горничные подают еду, двое посетителей спорят у дверей, хозяин что-то говорит кухарке, и каждый занимается своим делом. Их не интересует то, что происходит у них под носом. Они не видят ангельского света, не видят тонких светящихся ореолов над головами людей, сидящих за столом.
Для них это обычная компания друзей, пришедших отпраздновать Пасху. Кот лезет в корзину с рыбой, не зная, что мужчина, преломляющий хлеб, — бог, рожденный женщиной. Собака грызет ногу, не подозревая, что однажды воскреснет. Полутемный постоялый двор, кажущийся из-за сумерек бескрайним, таит в себе настоящее чудо, но его никто не замечает. И ангелы незаметно парят над столом, и свет от светильника под потолком кажется всем простым светом, а не небесным сиянием.
Иуда, одиноко сидящий на краю стола, не озаряется этим сиянием и таким образом отделяется от остальных. Он уже предатель и уже думает о своих тридцати сребрениках.
Вечеря Господня показывает тонкий момент, когда происходит чудо, и остается незамеченным до дальнейшего уведомления.