Босх — мрачный готический художник Северного Возрождения с головой, полной фантастических и странных мыслей, которые изливались на его полотнах в гротескно-демонических образах, сочетающихся с моралистическими тенденциями.
В то время как Церковь считалась единственным и незыблемым догматом, а духовенство — представителями высшей знати, Босх откровенно высмеивал их всех.
Это хорошо видно на его картине «Корабль дураков». Корабль — традиционный символ церкви в древности
век, наполненный разными людьми. В центре, среди людей, сидят монах и монахиня и играют на лютне. Вместо корабельной мачты растет живое дерево — май, вместо руля — сломанная ветка. Люди на корабле и священники пьют, шумят и поют громкие песни. Кто-то чувствует себя плохо от чрезмерно выпитого вина, кто-то объедается до икоты, а кто-то настолько глуп, что гребет черпаком, как веслом, стараясь ускорить движение корабля. Штурман этого корабля — шут в нелепом костюме и кепке с бубенчиками. Сова невозмутимо смотрит на весь этот шабаш с ветки дерева.
Изображение буквально перенасыщено двузначными символами. Лютня — аллегория женских гениталий, мэтри и сова — символы зла, ереси и дьявола в Средние века. Картина дает понять каждому, кто на нее смотрит, что у этого корабля нет будущего, потому что он никем не управляется, люди беспокойны и рано или поздно корабль развернется, он медленно пойдет ко дну. Нескрытый образ Церкви (корабля), погрязшего в грехе и нравственном разврате, но все еще контролирующего людей, совершенно не заботящегося о спасении их душ. Все фигуры на картине вызывают антипатию, они плоские и некрасивые, как неумелые маски, а неустойчивость и быстротечность корабля подчеркивают бессмысленность всего происходящего.
Картина «Корабль дураков» стала верхней частью триптиха, который, к сожалению, не сохранился до наших дней, лишив нас удовольствия созерцать очередное творение смелого и прогрессивного, сумрачного гения иронии и сарказма Иеронима. Бош.