В период заката Возрождения и расцвета инквизиции общество было наполнено тревожными предрассудками и суевериями. Художники, работавшие в эти мятежные времена, изо всех сил старались прояснить свое мировоззрение. Иероним Босх пишет с 1500 по 1502 год триптих «Стог сена», крупномасштабный по количеству фигур».
Центральное полотно триптиха вдвое шире боковых створок. Но все они объединены в одну историю. Слева — «Грехопадение» — на разных уровнях картины рассказывается библейская история изгнания из рая.
Центр триптиха занимает «Стойка
сено», или представление художника о мирской жизни. Согласно голландской пословице, мир подобен стогу сена, и человек хочет взять из него столько, сколько может взять. Только этот образ лег в основу композиционной центр всего полотна.
Высокий стог сена лежит на телеге, которую тянут в подземный мир странные звероподобные существа. Босх мастерски пишет фантастических слуг Дьявола. Их формы похожи на головы волков, рыб, львов и медведей, но их ноги остаются человеческими. Вокруг сена мелькает толпа людей. Увлекшись жадностью, они дерутся за вожделенное сено. Одни попадут под колеса телеги, другие доберутся до нее с помощью лестницы. За колесницей следует многоликая толпа, в которой видны крестьяне, горожане и даже сам император с Папой Римским.
На переднем плане сидит фигура толстого служителя церкви. Несколько покорных монахинь приносят ему свою добычу.
Влюбленные пары сидят в карете в компании музыкального дьявола. С другой стороны от них молящийся ангел. Он просит Всевышнего в облаках смилостивиться над падшими людьми. Ведь их всех ждет ад, который изображен на правом крыле полотна.
Босх создал красивую нравоучительную картину. Главный символ высокий, как аллегория никчемности земных богатств.