1900 год ознаменовался для Ильи Репина еще одним браком. Его избранницей стала дочь адмирала, писательница Наталья Нордман-Северова, на имя которой он приобрел усадебный дом в поселке Куоккала, получивший название «Пенаты».
При этом случился несчастный случай, для живописца просто роковой — у Репина отказала правая рука, из-за этого ему пришлось заново учиться рисовать. Отметим, что в то время Репин жил довольно уединенно, не навещал друзей и не участвовал в выставках, несмотря на то, что имение художника
расположен в целом недалеко от столицы.
Отметим, что Репину суждено было прожить в Пенатах до конца своих дней. В результате последующих бурных событий Финляндия отделилась от России, ставшей теперь советской.
К этому периоду относится и появление портрета Надежды Репиной, дочери великого художника. Тон картины необычайно светлый и умиротворяющий: девушка, гуляя по парку, решила спрятаться от жаркого дня под зонтом.
Она одета по моде прошлого века: в белую блузку, которую украшает брошь, и юбку с широким поясом. На голове у нее шапка. Лицо женщины предельно спокойно и умиротворенно, и эту идиллию может нарушить только появившийся из ниоткуда шмель. Отметим, что Репин до конца жизни оставался реалистом.
Несмотря на то, что он продолжал писать и на рубеже веков, в его творчестве нет примеров импрессионистских и символистских экспериментов, таких как «Демон» Врубеля и «Маки в Аржантее» К. Моне. Однако это не мешало Репину создавать психологически очень точные и «живые» образы. Это в полной мере относится и к полотну «На солнце».
Кажется, еще несколько мгновений – и мы почувствуем тепло обеденного дня, почувствуем манящий запах трав и цветов, а где-то рядом услышим шипение летящего на нас шмеля.