На картине Ильи Репина изображена одна из самых ярких женщин начала 20 века Мария Федоровна Андреева. Эта женщина была замечательной театральной актрисой, пользующейся большим уважением в культурных кругах. Но самое главное, у нее был очень яркий, взрывной характер. Именно беспокойный темперамент женщины пытался передать в этом произведении Репин.
На картине мы видим женщину в сидячем положении. Ее тело повернуто на три четверти. Женщина одета в черное платье. Мастер умело зафиксировал каждую складку
на ткани. На ощупь он бархатный, переливчато-голубой. На голове у Мэри женская шляпка. Сразу видно, что девушка была большой модницей и всячески демонстрировала это на публике. Очень интересным моментом является контраст платья и шляпки. Скромное, но дорогое тканевое платье, с немного торчащими белыми манжетами, больше похоже на монастырское платье. А вот богато украшенная, широкополая шляпа интересной, вычурной формы напрочь рассеивает чувство целомудрия героини картины. В качестве украшения на груди Марии можно увидеть золотой ромбический кулон.
Мария Федоровна позирует художнику, сидя в дорогом кресле. Художник намеренно прорисовал каждую деталь кресла, чтобы подчеркнуть его ценность: мягкую обивку сиденья и подлокотников, резную спинку из красного дерева. На заднем плане виден сад. Роскошная зелень на деревьях контрастирует и в то же время подчеркивает статную фигуру дамы.
В первую очередь, когда смотришь на фото, бросается в глаза выражение лица Марии Андреевой. Глаза у нее сильные, страстные, волевые. Роковая женщина. Но она издевается – уголки рта приподняты. Эти мелкие детали, такие как цветовой контраст, заведомо несоответствующая друг другу одежда, говорят нам о беспокойном характере изображаемой, о ее внутренней борьбе. Художнику очень хорошо удавалось передать нам, зрителям, внутреннее настроение Марии Андреевой, особенно в годы ее тайной приверженности большевикам.