Известный художник Илья Репин умело преобразовал заурядный портрет протодиакона И. Уланова из Чугуева в типичный для того времени сатирический образ диакона с большим жизненным потенциалом, но лишенный духовности и доброты, ибо условия жизни делают его лицемерным во всем время.
Талант живописца очевиден, так как он использует богатый, ярко выраженный стиль письма и представляет образ непостоянства.
Внешний вид протодиакона – сложная фигура с сильным туловищем, плечами
настоящий герой, с длинной седой бородой, в кадре которой багровеют мясистые щеки.
Живучесть и цельность изображения мастер кисти передал разнообразными живописными приемами.
Диакон одет в дорогую рясу, а голова его покрыта темным бархатным кушаком. На груди виден складень, висящий на серебряной цепочке, которую диакон держит правой рукой, в левой руке он держит огромный, украшенный камнями посох.
На лице четко обозначен толстый красный нос. Брови очень густые, а из-под них пристально смотрят жадные глаза. Кажется, что человек на картинке наблюдает за происходящим. Рот полуоткрыт, чувствуется, что чугуевский протодиакон тяжело дышит. Возможно, сказывается аромат напитков после вечеринки.
Образ на полотне живописца – сильная натура, но от него исходит примитивизм, грубость, протодиакону, слишком далекому от библейских принципов, не чужды греховные помыслы. Художник очень тонко сочетает две противоположные точки зрения с помощью цветов: он восхищается естественностью человеческой натуры, но обнажает порочность человека.
Живописец создал один из самых ярких образов протодиакона, а сам образ раскрывает сущность церкви и духовенства и несет в себе глубокий художественный смысл.