Картина написана в 1897 году.
Перед зрителем предстает череда кабинок, заснувших до утра. Слева мы видим величественные деревья, отбрасывающие на дорогу причудливые тени. Ночь наполнена особыми тайнами и какой-то необъяснимой тревогой. Вокруг так тихо, что даже верхушки деревьев не качаются на ветру. Луна смотрит на деревню. Мы ее еще не видим. Но свет уже заливает небо и окна кают. Он такой любящий и гостеприимный. Все застыло в томительном ожидании.
Зрители в грустном настроении. Но
он легкий и почти невидимый.
В одной каюте горит свет. Может, они там играют в карты, а может, кому-то просто не до сна в эту наполненную особым очарованием ночь.
Левитан умел не только запечатлеть увиденный образ, но и передать свое отношение к нему и особый взгляд на совершенно обычные вещи.
Художник умело пользуется палитрой. Удивительно, сколько оттенков коричневого он использовал в своем творении. При определенном монохроме картинка невероятно богата нюансами. Луна, а точнее свет от нее, и белые стены кабин становятся некими точками света, которые как-то оживляют пейзаж.
На первый взгляд мрачный образ ночи становится поистине чарующим, наполненным предвкушением чего-то необычного и обязательно сказочного. Вокруг так тихо, будто все замерло в ожидании грандиозных событий, которые вскоре могут произойти. Каждая деталь имеет значение.
Для Левитана важно все. Кажется, еще немного и поднимется ветер или застрекочут ночные цикады. Между тем наступает таинственная тишина.
Левитан умел увидеть в картинах нечто особенное, известное его современникам, и передать в картинах свое мироощущение и настроение. Только настоящий мастер может не только изобразить увиденное, но и создать особое настроение у зрителей.