Лето, которое художник провел в Тверской области, в Островно, было наполнено прекрасными ощущениями от наслаждения красотой природы. Здесь можно было предаться философским размышлениям, разгадать тайны жизни. Согласно поверью, жизнь после смерти была подобна глубокому бассейну. Из-за серьезных проблем с сердцем его часто преследовали такие мысли.
На этом полотне Левитан стремился выделить кувшинки на общем фоне картины. И ему это блестяще удалось. Он писал их стоя в своей лодке, гребя веслами
его дорогая Лулу.
На картине горизонт расположен где-то за пределами передела, что создает эффект выделения водной глади с лежащими на ней ненуфарьими листьями и цветами.
Согласно местной легенде, недалеко от Островно находилось волшебное озеро, сплошь покрытое листьями и цветами лилий. В народе они считались символом борьбы с нечистой силой, а также помощниками путников, которым предстояло далеко идти.
На этом озере художник, видимо, нашел ответы на свои вопросы. Здесь он проводит черту между двумя мирами. Увидел он в глубине озера — жизнь тайную, и белые лилии парят над темным омутом. Существование потустороннего мира художник изобразил через изображение сплетения стеблей растений, растущих из подводных глубин на самую поверхность.
Картина написана на очень близком расстоянии цветами. Ка позже вспоминала Люля: «Обыкновенно мы сюда плыли, на дно озера опускали привязанный к веревке камень, чтобы лодку не унесло, и Исаак посвящал себя работе по много часов.
Однажды я поймал веслом несколько лилий, взял их в руки и принес ему. Он взял одну из них и поцеловал. Я дал ему понять, что лилии скоро увянут, и я буду любоваться ими все время. А Левитан вписал в ее альбом прекрасные лилии с позолоченными краями и подписал «Дорогая и дорогая Люля…»