История создания картины достаточно прозаична. Исаак Ильич Левитан специально написал ее в подарок болельщику на тот монет А.П. Чехова, находившегося в крымском санатории и очень скучавшего по родному краю. Вероятно, именно поэтому Левитан как можно ближе изобразил на своей картине все то, что так близко и знакомо Чехову и что впоследствии способствовало его скорейшему выздоровлению.
Художник удивительно точно выбрал время для написания этой картины, когда рабочий день уже закончился, о чем свидетельствует эта
стог сена, вокруг дома, и то, что вокруг него уже нет людей, наступают сумерки и рабочий день подходит к концу. Это довольно сложно, потому что тот самый переход от дня к ночи, а именно – сумерки, достаточно скоротечен, поэтому нужно было максимально и быстро сконцентрироваться, и что не менее важно качественно выполнить работу . На этой картине мы видим природу в каком-то переходном процессе.
Вся природа как бы начинает в этот момент надевать ночную рубашку и готовится ко сну. На небе начинает подниматься луна, за домом растет дерево, которое, скорее всего, относится к семейству хвойных. Но прелесть этой картины в том, что она передает самую суть того состояния природы, когда наступают сумерки, и неважно, что это за дерево, сколько стоит этот дом и т д.
Природа раскрывается перед нами максимально полно, в этот момент она полностью во «власти» художника. Все тайнство природы, испос застигнуто врасплох. Красота, наблюдаемая при смене дневной зари, на вечерний туман, опустившийся на дом, небрежные мазки, которыми Левитан как будто специально подчеркнул это трепетание рук, совершенно волнующий момент непостижимой и завораживающей красоты природы. Становится понятно, что мелкие детали не важны, как на картине, так и в природе. Важная общая мысль, осмысленная нагрузка.