Левитан известен всем как самый известный русский художник-пейзажист. На этой картине мы видим не совсем знакомое ему изображение — натюрморт.
Ничто не отвлекает зрителя от смыслового пятна: вокруг вазы с цветами художник не создал ни одной детали, которую зритель мог бы мельком увидеть. Все внимание приковано к цветам: божественно красивым в своей простоте. Простые полевые цветы поражают своим великолепием обнаружены бы, бывшие василки, идендичие, хогие друг на друга. Но каждый
цветок василька в этом небольшом букете привлекает особое внимание. Каждый из них имеет свой, особенный оттенок. Здесь зритель найдет и ярко-синие васильки, и с легким оттенком фиолетового, и голубые, и розовые, и даже белые васильки.
Все цветы разной ланги: создается впечатление, что букет собирали в две партии, без особого внимания. Вместе с васильками в букете запуталась пара колосьев пшеницы — вряд ли они специально были в вазе, скорее всего они упали при небрежном сборе букета.
Но именно в этой небрежности скрыта особая прелесть. Нет навязчивости или пафоса в букете — простые цветы радуют глаз, на особое звание не претендую.
Васильки стоят в обычном глиняном горшке зеленоватого оттенка. Такие цветы не подходят для выбора специальных ваз – на фоне простого горшка они заиграли еще ярче, стали еще голубее или белее. Кажется, что все оттенки синего и голубого собрались именно в этом букете, и второй уже никогда не соберется.
Низу на столе, застеленном светлой ничем не заметной сатертью уже лежит пара пестков — что ж, век васильков недолог, совем скоро они осипятся все. Ковер сливается со стеной – между ними нет разделения. Возникает ощущение, что горшок с цветами просто висит в воздухе – именно это художник запечатлел в мимолетной красоте.