Айвазовский — самый известный из русских художников-маринистов, он известен своей знаменитой картиной «Девятый вал». Из жанров он предпочитал пейзажи — преимущественно морские или хотя бы что-то, связанное с морем, — или исторические сцены.
«Битва в Хиосском проливе» — одна из последних. На ней изображено одно из сражений русско-турецкой войны, произошедшее в 1770 году в Хиосском проливе в Средиземном море. В том сражении турки имели сильное преимущество — 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, около пятидесяти малых кораблей русских
было всего 9 линкоров.
В том матче был использован довольно рискованный прием. Зная, что противник имеет большой численный перевес, командование приняло решение сблизиться с ним, идя по прямой линии, перпендикулярной положению вражеских кораблей. При выполнении маневра русские корабли были лишены возможности вести огонь, но набрали большую скорость и обеспечили стремительный сближение. Кроме того, противнику приходилось стрелять по касательной, что не способствовало точности стрельбы.
Первым кораблем в очереди была Европа. В середине маневра потерял управление из-за повреждений и был вынужден перестроиться, став третьим кораблем от первого. Первым был «Святой Евстафий», сосредоточивший огонь на «Бурдж-у-Зафер» — флагмане турок, оснащенном 80 пушками. В результате атаки на флагманском корабле вспыхнул пожар, матросы бросились в воду в надежде спастись, а Сент-Эстатиус, потеряв управление, столкнулся боком с их кораблем.
Именно этот момент изображен на картине Айвазовского. Сталкиваются два корабля, из них валит горячий дым, правый — «Святой Евстафий» — сильно кренится, снова не в силах маневрировать. А за ними, сталкиваясь, по прямой следуют остальные русские корабли.
В этой битве турки потерпели поражение.