Романтическая пристань «Гурзуф», написанная Айвазовским в 1859 году, отличается особой цветовой гаммой: ярко-лазурная лагуна, прозрачная вода, мирно уносящая далеко от берега рыбацкую лодку, поражает зрителя своей исключительной красотой.
Подводный пейзаж, искусно написанный Айвазовским тонкой полосой, расстилается на переднем плане. Портовый город окутан легким утренним туманом, Корабль, пришвартованный вдали, Круто взбирается на сушу. Если вслушаться в тексты полотна, то можно услышать, как прибывшие моряки
шумные толчки на прибрежном рынке пробуждают спящий город ото сна. Копающие люди сидят на берегу на заднем плане, любуясь этим нежным лазурным рассветом у моря, как же радостно смотреть в голубую даль!
Там, где небо, бледнея, сливается с линией горизонта, растут огромные кучевые облака, взбираясь одна на другую, мирно и осторожно нависая над горами, словно боясь прикоснуться к их невысоким вершинам. Морская и воздушная стихии в великолепной Айвазовской Марине на этот раз не конфликтуют, они гармонично сосуществуют друг с другом, как бы сливаясь в своих мягких полутонах. Свежесть и тепло исходят от этого прекрасного морского пейзажа.
Скальный хребет горы устал удерживать шумный Партенит, покосившиеся хижины притихли в тени утреннего цветения. Когда-то здесь величественно возвышались неприступные стены крепости, по периметру города возвышались башни, а на склоне Кале-Поти возвышался огромный замок, возвышающийся к небу.
Исключительное мастерство художника Айвазовского притягивает взгляд к великолепным морским пейзажам, заставляет любоваться просторами лазурного моря, рассматривать весь приморский город с его тихим очарованием в мельчайших деталях. Каждый зритель, глядя на картину «Гурзуф», мечтает оказаться в этом волшебном месте.