Осенью 1854 года под приморским городом Севастополем разворачивается одно из самых эпических событий Восточной войны. Объединенные силы французов, англичан и турок высаживаются севернее Севастопольской бухты и пытаются взять город штурмом.
Героические защитники Севастополя долгие месяцы успешно обороняли город, используя для этого все доступные средства. Севастопольская бухта заполнена затонувшими кораблями. Это затрудняет подход к городу с моря, но в целом
печальное зрелище, которое наблюдает знаменитый художник, прибыв на место боевых действий. Под впечатлением от увиденного Айвазовский начал работу над полотном, известным теперь как «Осада Севастополя”.
Картина представляет собой огромную панораму города, начиная с северной оконечности острова и заканчивая Херсонесским маяком и мачтами затонувших кораблей. Вечер опускается на осажденный город. Большая часть картины посвящена вечернему небу, затянутому дымом от артиллерийского огня. Видимые вдалеке ветхие постройки освещены вечерним солнцем, что придает всему образу некую хрупкость и быстротечность.
На переднем плане картины зрителю предстает холмистая местность, за которой видно море и противоположный берег. Внизу картины несколько всадников в движении. Это казаки, охраняющие пленных французов. У противоположного берега видны корабли союзников, обстреливающие городские батареи. Бой не замедляется ни на минуту, что не позволяет в полной мере насладиться идиллией осеннего вечера и придает картине ту тревогу, которая таится в боевом полотне. Вскоре наступает ночь и создает хрупкую иллюзию спокойствия, но завтра начинается новый день, исход которого известен одному Богу.
Полотно было представлено публике уже после войны — в 1859 году.