Большую часть жизни И.К.Айвазовский был маринистом, т.е писал море. В ранний период творчества его картины наполнены динамизмом, внешними эффектами и романтической приподнятостью. На протяжении всей жизни он не изменяет этим пристрастиям, но со временем бури, бури, кораблекрушения исчезают с картин и появляется реальность.
Картина «Вечер на море», написанная в 1871 году, представляет собой типичный морской пейзаж зрелого периода творчества художника. Он уже ушел от бурь и бури. Море на картине изображено более реалистично. Это совершенно спокойно
волны едва видны на берегу. В нем не боятся купаться – недалеко от берега можно увидеть голову купальщика.
Изображение производит двоякое впечатление. С одной стороны бескрайняя водная гладь, которая не заканчивается на горизонте. Парусник в пути. С другой стороны, есть в картине некая интимность, замкнутость. Состав ограничен со всех сторон. С одной стороны — побережье, с другой — сгустившиеся на горизонте тучи. Взгляд зрителя не может вырваться за пределы нарисованного художником ограниченного пространства и в полной мере ощутить бескрайние морские просторы. Художник достигает спокойного созерцания маленького кусочка моря, слегка освещенного лучами заката.
Такая жанровая сцена характерна для зрелого Айвазовского. На нем изображен знакомый всем образ моря — оно спокойное, величественное и красивое. Где-то далеко может случиться что угодно, даже буря, учитывая тучи вдалеке. Здесь и сейчас все спокойно.
На этом полотне можно в полной мере оценить реализм творчества Айвазовского. Здесь нет драмы или красочных эффектов. Преобладают светлые тона – серебристый, серый, слегка голубоватый. Реализм в этой картине сочетается с романтикой.