Айвазовский – самый известный из русских художников-маринистов. Почти всю свою жизнь он писал только море — морские пейзажи и морские сражения.
«Вид на взморье в окрестностях Петербурга» — одна из его не совсем типичных картин. Море на нем не главный герой, как обычно — наоборот, оно лежит лениво и легко, под одеялом с неба, и провести черту между одним и другим не так-то просто. Он плещется прибоем об крутой берег, по нему бегут легкие волны, а где-то далеко, на горизонте, виднеется черт
паруса – корпал пешит в других странах.
На первом плане изображение лодки. Старая, покоящаяся на берегу, она производит печальное и мертвое впечатление. Она стоит, погруженная в песок, как в воду, паруса нет, опора удерживает ее от падения на бок. Она слегка наваливается на бок, и понятно, что выйти в море она уже не сможет.
Больше не будет ветра, который нужно ловить, не будет волн под ковром и рыбы, дерущейся в сетях. Лодка либо слишком стара для плавания, либо разбилась на этом берегу — в любом случае, это уже не совсем лодка, а просто кусок дерева, медленно гниющий в песке.
На носу лодки сидит мужчина — он бородатый, одет в простую и хорошую одежду. Шапка низко на глазах, голова опущена, спина прогнута. Он похож на лодку — он согбенный и грустный. Может быть, это похоже на его историю. Может быть, он рыбак, у которого потерпело крушение судно и теперь ему не на что ловить рыбу. Может быть, бывший моряк, слишком старый, чтобы выйти в море хотя бы еще раз. В позе его глухие тоска и беззедность. Нет больше ветра, нет кусающих лиц, нет бушующего солнца и бушующих бурь.
Он как лодка – он умирает, и он медленно умирает. И то, и дрогео – от отсутствия в их жизни моря, которое лишь придает всему смысл.