Картина Крамского имеет для автора глубокий смысл. Это полотно написано им в связи с потерей двух малолетних детей — сыновей. Печаль и тоска наполняют картину изнутри – глядя на нее, невольно на глаза наворачиваются слезы.
В центре композиции стоит женщина в траурном платье. Она совершенно статична – в композиции нет ни намека на движение ее тела. Женщина не молода, ее волосы уже совсем тронуты сединой. В руках она держит мятый белый кружевной платок, который поднесла к лицу.
Женщина спокойна. Она подавлена горем.
Но это не безумие. Она спокойна, горе ее безмолвно, но во взгляде отражается сковывающая ее боль. Зритель, глядя в глаза этому персонажу, почувствует мурашки по коже от боли и сопереживания страданиям этой дамы.
Она безутешна. Весь ее вид говорит о безысходности, о невозможности найти выход. Она стоит возле гроба своего ребенка — какое большее горе может испытать мать, чем видеть смерть собственного ребенка?
Внутреннее состояние женщины трудно описать. Композиция вокруг нее также совершенно статична. Время в этой комнате словно остановилось – часы не тикают, а ветер не шумит. Все тихо и мирно.
Гроб ребенка виден только с края. Но как нелепо и гротескно на фоне этого спокойного и огромного горя выглядит приготовленный для усопшего яркий венок из цветов. Он венчает гроб усопшего и больше подойдет для празднества вечеринки, чем для погребального ритуала. Но яркие роскошные цветы венчают, к сожалению, не голову невесты.
На переднем плане в правом углу мы видим одинокий красный цветок в горшке. Он тянется к свету, к жизни. Только этот цветок является символом веры в лучшее будущее, символом надежды на продолжение жизни. Он дает веру в то, что боль утихнет и что-то хорошее вернется в этот дом и наполнит его счастьем.