Однако в поздних работах Шишкина и в этом варианте мастер достигает все более глубокой мягкости в передаче не только эмоционального состояния, но и самого образа, а также цельности картины и ее форм. Как видно на этом полотне, мастер создает все большую мягкость вместе с разными градациями тона и все более красочной росписью. Одним из лучших произведений по праву является «Берег моря».
Несмотря на то, что по историческим данным известно, что этот ландшафт является ландшафтом северной окраины,
мастер отлично справился с задачей. Несмотря на абсолютно безлюдное побережье, которое навевает некое одиночество и в какой-то степени грусть. Мастер акцентирует внимание и на морской глади, уходящей вдаль. Можно наблюдать, как голые ветки следуют за всем этим, словно одобрительно покачивая головами от порывов ветра.
Благодаря тому, что художник использует превосходный контраст белого и черного цветов, создается неповторимый свободный мазок, который, видимо, позже художник размыл, чтобы зритель мог видеть, что песок получает свое движение все от тех порывов ветер. Благодаря такой мастерской передаче естественности и жизненности запечатленного пейзажа вся картина приобретает внутреннюю динамику, окрашенную эмоциональным состоянием художника.
Особая зрелищность картины достигается благодаря сгустившимся облакам, которые, сталкиваясь в густые ветви, образуют плотный шарф, окутывающий видимый на картине кусок неба. В целом он передает некое волнение природы, готовой взорваться в любой момент. Это будет резкий порыв ветра, который своей силой сорвет листья с деревьев. Может быть сильный дождь, который за ночь превратит все вокруг в однородную мокрую картину, которую будет трудно разглядеть из-за плотной стены дождя.