Иван Иванович Шишкин занимает одно из самых почетных мест в русской живописи. Писал только пейзажи, изредка разбавляя животными и птицами; сразу запоминается характерный, детальный стиль художника, и забыть его уже невозможно. Еще во время учебы в Академии художеств Иван много внимания уделял рисованию с натуры, считая это особо важным моментом в деятельности мастера-живописца. Первые поездки в окрестности Петербурга и на Валаам сформировали творца. В отличие от большинства русских художников, многие
и охотно ездил за границу, работал преимущественно в России, под Петербургом. Свою единственную поездку за границу (в Германию) он отменил самостоятельно раньше срока, так как скучал по родному городу.
Шишкин уже при жизни считался самым сильным русским пейзажистом. Во всех своих картинах он проявляет прекрасное знание растительного мира, точно воспроизводя мельчайшие отличительные детали отдельных деревьев, кустарников и трав. Его полотна поражают совершенной правдой форм. На фоне этой тщательной описательности иногда кажется, что форма идет в ущерб цвету. Поэтому особо ценятся монохромные, черно-белые работы автора, офорты и гравюры.
Работа «Деревня» написана карандашом и белилами на бумаге. Художник снова обращается к излюбленной теме — к образам русской природы; но в этом случае на картине отчетливо чувствуется присутствие человека. Воспевая просторы своей родины, используя минимум изобразительных средств, творец прекрасно передает и высоту летнего неба с мягкими кучевыми облаками, и фантазию покосившихся деревенских построек, и могучие кроны деревьев, и густоту придорожной травы. На переднем плане в зарослях цветов пасутся белые гуси; дальше по повороту дороги видно небольшое стадо коров, жующих короткую траву.
Ближайший к зрителю дом, старый, но добротный, с небольшим окошком, окружен ветхими крытыми соломой надворными постройками. Здания справа кажутся более новыми и обширными. Пышные деревья тянут к небу свои ветви, усыпанные птичьими крыльями. Тянущуюся вдали проселочную дорогу пересекают длинные тени, петляющие в колдобинах и выбоинах. Несмотря на монохромность, работа прекрасно передает ощущение среднерусского лета — рассеянный в воздухе зной, шелест листвы, запах прогревающейся за день земли.