Для великого русского живописца Ивана Ивановича Шишкина Валаам служил своеобразной школой, в которой оттачивалось и без того уникальное мастерство художника. В этих местах было много пейзажистов, работавших летом на натуру. Однако не только художники черпали здесь вдохновение. На Валааме бывали Чайковский, Менделеев и другие гении.
Всего Шишкин изобразил 8 этюдов, составивших его знаменитую «Валаамскую» серию, в том числе «Сосну на Валааме». Художник восхищался Валаамом и не обращал внимания на весьма суровые
погода. Его интересовала нетронутая природа архипелага, монументальность скал и, конечно же, столетние деревья, чьи корни пронзали небосвод.
Главной особенностью творчества Ивана Шишкина уже тогда была глубина его восприятия природы, фанатичное увлечение изображением природы. В стройной, как девичий стан, сосна чувствует каждый мазок, основательность мастера. При этом художник акцентирует внимание на серьезности как местности, так и жизни в целом: об этом свидетельствуют многие характерные детали, самая яркая, конечно, старинный крест, прислоненный к красивому дереву.
Эскизы Шишкина «Валаам» произвели фурор. Многие члены Академии художеств заявляли, что никогда не видели подобных этюдов, написанных с натуры, и это послужило поводом для награждения Шишкина серебряной медалью. Как иронично писал сам мастер — Хотели дать золото, но отложили до марта. В том же году государь с женой посетили Валаам. Монахи подарили императрице очень понравившуюся ей картину, которая оказалась работой Шишкина, а он ранее подарил ее монастырю.