Одним из шедевров мировой живописи сегодня является картина «Смерть Марата» (1793 г.), написанная известным французским живописцем Жаком Луи Давидом. Марат был очень хорошим другом художника и одним из самых жестких и фанатичных руководителей кровавых революционных событий во Франции. Он был убит решающим ударом ножа в своей ванной. Поэтому этот блестяще нарисованный автором «портрет» Марата является своеобразным напоминанием о трагических событиях того времени.
Именно на этом полотне героический реализм художника
достигает наилучшего художественного выражения. Ведь произведение написано под непосредственным впечатлением от реальных событий (в таком виде Дэвид видел своего друга в последний раз).
Шедевр отличает сочетание исторической правды с эмоциональной силой восприятия художественного образа. При этом Дэвид на картине ограничивается лишь самыми важными деталями для раскрытия трагедии картины: висящим безжизненным телом, кровавой раной, ножом и письмом (их использовал убийца, чтобы проникнуть в комнату). Согласно историческим сведениям, больной Марат был убит в бане. И получил он его в то же время, когда прочитал коварное письмо Шарлотте Корде (убийце).
Искаженные страданиями и горем черты героя имеют ярко выраженный характер портрета. Сильный свет и четкое расположение света и тени на темном фоне подчеркивают состояние отрешенности. В роли античного саркофага зритель воспринимает ванну с драпировкой из ткани. А блок, где находится чернильница, служит символическим надгробием с эпитафией: «Давид Марату ».
Автор монументализирует этот образ, через лаконизм и героизм подчеркивается его драматическая выразительность. Художник создал шедевр, напоминающий величественный строгий монумент. Таким образом он хотел увековечить память о своем друге как о герое Франции, а себя увековечить как блестящего французского живописца.