Энгр не был ни революционером, ни консерватором, ни романтиком. Больше всего его интересовала форма. Не идеальная форма, но связанная с оригинальностью изображаемых предметов.
«Консул Наполеон» — первый наполеоновский портрет кисти Энгра.
Второй портрет был написан двумя годами позже, когда Наполеон уже был императором.
Мы видим портрет молодого человека в красном бархатном мундире. Он стоит во весь рост возле стола, и его правая рука покоится на свитке. Уже тогда родился знаменитый наполеоновский жест
— левая рука спрятана за борт мундира. На фоне – темная драпировка и подобранные в тон шторы, что еще больше подчеркивает торжественность момента. Замок виден из окна.
Энгр был первым, кто свел искусство к характерному видению художника. Несмотря на то, что его полотна имеют классическую направленность, его творчество вызывало большой интерес у следующего поколения художников импрессионистов, постимпрессионистов и даже у самого Пабло Пикассо.
Наполеона Энгр интересовал не столько как великий завоеватель, сколько как историческая личность, умеющая ставить цели и добиваться их. В понимании художника Бонапарт — герой Франции.
Энгр никогда не был художником-баталистом. Поэтому на картине изображен не генерал Наполеон, человек с уникальной военной карьерой, уже прошедший ряд известных кампаний, а политик Наполеон, полностью изменивший политическую жизнь страны. Это видно по гражданской одежде консула, по выражению его лица, переданному художником.
В какой-то степени картина оказалась неудачной. Энгр должен был отправить портрет на выставку, но к тому времени Наполеон принял императорский титул. Следовательно, образ, в котором он изображался консулом, утратил свою актуальность.
Сегодня «Портрет консула» считается одним из лучших изображений молодого Наполеона.