Год создания — 1841. Материалы — холст, масло, размер — 64,77 х 53,34 см. Хранится в Музее искусств Гарвардского университета, Кембридж, США.
Полотно было написано при жизни Энгра в Риме, когда его стиль уже полностью сформировался. На двойном портрете изображены: другой известный художник эпохи Возрождения, Рафаэль Санти, и его возлюбленная Маргарита Лути, прозванная Форнарина из-за отца, пекаря по профессии (по-итальянски «fornaio»). Есть две версии отношений пары: была отличная
и чистая любовь; девушка была отмечена неверностью, и только художник был беззаветно влюблен в нее до самой смерти.
Тема «сидения художника» была очень популярна в 19 веке. Женский образ, который прослеживается в чертах лица, прическе и головном уборе; характерное лицо мужчины заимствовано из «Портрета молодой женщины, или Форнарина» Рафаэля (1518-1519) — в незаконченном виде также показанного здесь на мольберте — и «Автопортрета» (1506). Жан Огюст использовал довольно интересный прием, ведь по сути Маргариту зритель видит здесь трижды – «вживую», в эскизе и уже готовую картину на заднем плане. Однако до сих пор достоверно неизвестно, существовала ли эта дама на самом деле.
Влюбленные находятся в богато украшенной художественной мастерской, мозаичный пол, узорчатый ковер, вероятно, мраморные стены, детально прорисован бархатный стул, за большим окном с колоннами виден кусочек итальянского города. Особое внимание уделено и одежде – складкам темно-зеленого мягко блестящего платья и черно-красному плащу. Гений с кистью в руке словно сравнивает рисунок с оригиналом в руках, а она лишь снисходительно улыбается, осознавая свою власть над ним.
Стоит отметить идеально сбалансированную по диагонали со светлыми и темными пятнами композицию, реализм и оригинальный подход создателя к почти легендарному сюжету.