Карл Брюллов – выдающийся русский портретист, известный своим особым стилем живописи. Он всегда подходил к работе с душой, создавал портреты не для заказчиков, а для людей, к которым имел особое расположение. Брюллов был по натуре виртуозом, поэтому старался не брать официальных заказов для высокопоставленных лиц, ведь они сковывали художника в его душевных порывах и обязательствах.
в 1839 году художник принял заказ от штабс-ротмистра в отставке и преуспевающего коневода Афанасия Шишмарева. Брюллов
должен был написать портрет двух очаровательных сестер Шишмаревых, Александры и Ольги. Для автора эта задача оказалась слишком простой, поэтому он снова нарушил рамку традиционного портрета. Заказ портрета он пытался свести к жанровому этюду, что очень нравилось барышням. На экране девушки выглядят очень красиво, они излучают теплоту, радость и задор. Брюллов точно передал характеры героинь, тонко намекнув зрителю, что сестры хоть и похожи, но очень разные, это заметно по одежде, позам и мимике.
Старшая сестра Александра выглядит более подвижной и живой. Она быстро идет вперед, как будто мельком видит публику с портрета. Ее фигуру удачно подчеркивает фиолетовая амазонка, которая выдает хороший вкус героини. Вуаль спокойного лилового оттенка красоты гармонирует с темными волосами Александры.
Противоположностью ей является ее младшая сестра Ольга. Хотя у девушек очень похожие фигуры, с тонкой талией и лицами со светлыми чертами, мы видим, насколько они разные — Александра и Ольга. Ольга выглядит гораздо более сдержанной, чем ее решительная сестра, она кажется такой застенчивой и спокойной, но сильной по характеру. Эти выводы становятся очевидными, если обратить внимание на кнут, который девушка держала в ладони, спускаясь по лестнице.
Не менее интересна цветовая гамма картины: плотная левая сторона перекликается со светлой правой. Это решение позволило художнику подчеркнуть движение фигур на холсте. Гармоничное композиционное решение художник нашел в карандашных набросках. Брюллов специально использовал в картине лестницу, чтобы подчеркнуть мотив главных героев. Девушки — непростая часть портрета, они спешат на конную прогулку, а мастер был рядом, чтобы запечатлеть момент происходящего.