В портрете знаменитой З.А. Волконской художнику удалось вывести свое мастерство на новый уровень. Брюллов очень дружил с этой знаменитой и красивой женщиной, и дружил до самой старости, до самой смерти. Возможно, именно поэтому Брюллову чудом удалось нарисовать человека, которого она так хорошо знала, понимала и любила.
Современники З. А. Волконской не раз говорили о ее выдающихся талантах и способностях. Она обладала прекрасными вокальными данными, замечательным сценическим обаянием,
да и в литературе хорошо разбирается. О ней неоднократно писали Пушкин, Баратынский и Козлов. Александр Сергеевич называл ее королевой вдохновения, музой и повелительницей. Он не раз говорил о ее вдумчивости и гениальности.
Такой она предстала перед нами на портрете Брюллова. Она сидит в красивом большом кресле. Большую часть композиции занимают кресло и пышное платье актрисы. Ее взгляд устремлен в неизвестную зрителю даль. Она полна задумчивости и нежности. Огни нового вдохновения отражаются и мерцают в ее глазах.
Тонкие женские черты лица заставляют зрителя вдохновляться и подчиняться этой музе. И несмотря на всю ее воздушность, легкость, задумчивость и загадочность, в ней чувствуется внутренняя сила, дух. Сжатые губы выражают противоречие, несогласие, наличие собственного мнения.
Кажется, еще немного и З.А. Волконская заговорит прямо с картины. Поднятый к подбородку указательный палец лишний раз подчеркивает задумчивость актрисы. Она явно о чем-то думает, противоречивые мысли не собираются покидать ее голову. Из украшений у нее только пара серег и браслет. Но они очень тонкие и утонченные, не берут на себя много внимания и лишний раз подчеркивают хрупкость женщины.