Малевич – русский художник-авангардист, картины которого продолжают расшифровывать и по сей день. «Черный квадрат» — его самая известная работа — и по сей день вызывает споры, некоторые считают ее абсолютно бессмысленной, некоторые видят в ней тонкий символизм и пророчество о конце искусства. Это все его работы, даже не такие известные. Их трудно и не всегда возможно интерпретировать с точки зрения разума, напротив, язык Малевича — это язык ассоциаций и символов, труднопонятный, если попытаться расшифровать его на словах.
Язык Малевича
— это насмешка над медлительностью и ограниченностью даже творческого мышления в обществе, ставящем ограничения для всех, в том числе и для художников. Малевич — реформист, пытавшийся перекроить восприятие людей, показать им, что красота вовсе не зависит от логического смысла и объяснить ее с точки зрения разума.
«Авиатор» — одна из его загадочных картин, которую каждый волен интерпретировать по своему усмотрению. При желании его можно связать с библейскими мотивами и образами, наоборот, можно увидеть в нем пылающий коммунизм. На самом деле это образ-пазл, который, похоже, не имеет ничего общего с названием.
Человек на ней вырван из известного мира, помещен в мир плоских форм, причудливых надписей, не несущих смысла, странных абстракций. Похоже, зритель пытается понять идеи Малевича, на нем цилиндр, излучающий свет, его пересекает белая рыбка, которая буквально светится белизной. И он явно не знает, где находится.
В руке у него запаска, вокруг что-то невнятное и бессмысленное. Он как будто летит в сияющем никуда, словно летчик, заблудившийся между небом и землей. Каждый волен придумать свое объяснение и связать его со своими представлениями, потому что каждый человек свободен и может воспринимать любой образ так, как он хочет лично.
Если присмотреться, «Авиатор» — о свободе.