Картина написана Малевичем в 1923 году.
Мы видим только большой черный круг, который изображен на белом квадрате. На первый взгляд композиция максимально примитивна. Но в нем есть глубокий, почти философский смысл. Значение этой работы невероятно велико не только для понимания значения творчества Малевича, но и для всей живописи его времени.
Казимира Малевича постоянно привлекала чудесная и бесконечно сложная магия трех основных форм — квадрата, креста и круга. Если в «Черный квадрат» перевели
мысль гения о изначальной стихии всего сущего, поэтому в «Чёрном круге» мир художника развивается дальше. В этом творении всей статике квадрата придан некий динамизм.
Крест, квадрат и круг художника Малевича – три главных кита, на которых он основывал супрематизм своего творчества. Именно эти первые фигуры обрели реальное программное значение и легли в основу всей пластической системы, созданной художником.
«Черный круг» — образец беспредметной живописи, которую сам Казимир Малевич называл супрематизмом (еще одним реализмом в живописи). Для художника эта видимая беспредметность есть вывод из всего существующего мира предметов, совершенно новый аспект, максимально раскрывающий не только ширину пространства, но и всю вселенную. Формы, созданные Малевичем, находятся в как бы невесомом состоянии, они как бы летят, ни на что не опираясь. Черный круг — невероятно важный модуль пластической системы знаков, огромный потенциал стилеобразующего характера совершенно новой идеи, которую Малевич назвал супрематизмом.
Именно из исходного «Черного круга» Малевич создает свое гениальное творение «Черный квадрат», этим он окончательно устранил вечную проблему круга и квадрата, которая долгое время волновала всех математиков и которую они не могли решить в любой случай.