Малевич – известный русский импрессионист, самая известная картина которого «Черный квадрат» до сих пор вызывает споры и недоумение – одни видят в ней высокий глубокий смысл, другие с ними спорят и говорят о картине как о бессмысленной кляксе.
Но прежде чем прийти к «Черному квадрату», символизировавшему конец всего, Малевич долго искал себя и свой стиль, перепробовав множество вариантов. Реализм вызывал у него отвращение, классицизм казался скучным. Он считал бессмысленным вносить жизнь в искусство и говорил следующее,
наоборот, воплотить искусство в жизнь, потому что только так можно сделать его по-настоящему красивым.
Поэтому в своих поисках он обращался к импрессионизму и кубизму, но никогда к реализму. Яркие краски, сильные, острые эмоции были ему близки, а пасторальность, нежность и трепет совсем не были близки. Он хотел изменить жизнь и хотел сделать это через свое искусство.
«Натюрморт» — одна из работ периода поиска. Выполняется близко к технике перегородчатой эмали — это французский стиль живописи, в котором крупные, часто однородные цветовые пятна замыкаются черными жирными линиями.
В середине композиции белая ваза — ее позаимствовали у популярного в то время художника, на которую равнялись остальные — на которую было модно равняться. Однако в изображении нет единообразия, как будто художник не смог достичь мира с самим собой. Одни фрукты напечатаны любовно и даже с уклоном в реализм, а другие представляют собой просто очертания, наполненные цветом.
Ваза лишена теней, как и плоские тарелки, нарисованные так, словно с ними работал ребенок, — но в то же время яблоки выпуклые, объемные, с бликами, хотя и несколько утрированными. Как будто художник еще не решил, что и в каком стиле он сегодня будет рисовать.
Однако, несмотря на это, натюрморту свойственны яркие насыщенные краски, свойственные Малевичу, и его бешеная энергия.