Одна из самых известных и впечатляющих серий картин знаменитого Клода Оскара Моне называется «Руанский собор», в серию входит тридцать работ. Для создания своих картин Моне поселился в 1892 году прямо напротив собора и начал работу над своим детищем. Художника очень увлекла игра света на камне в зависимости от времени суток, Моне пытался запечатлеть этот «скользящий свет», который появляется и исчезает в зависимости от погодных условий и высоты солнца.
Французский художник сосредоточил свое внимание не на всем соборе,
и только со своей стороны, башни св. Мартина и башни Альбане, этот фрагмент служит своеобразным порталом готического собора, именно эта часть изображена на всех полотнах. Моне просыпался на рассвете и писал картины до темноты.
Со временем Моне наносил на картину более толстый слой краски, чтобы подчеркнуть те или иные детали и создать впечатление, что картина имеет свой собственный свет. Художник жаловался, что чем быстрее продвигается работа, тем труднее изобразить свое видение, также он жаловался, что ему снятся кошмары, где на него падает собор и цвет меняется навсегда, становясь желтым, потом розовым, потом голубым.
Основная часть картин написана в 1892-1893 годах, а завершающая серия завершена в 1894 году. Руане, портал в сером тоне».
Впервые картины Руанского собора зрители увидели на выставке в 1895 году, хотя линия и вызвала у критиков противоречивые чувства, она изменила мировоззрение многих французских и зарубежных художников. Практически сразу 8 картин были проданы разным коллекционерам. Остальные картины Мона хотела продать одному коллекционеру, но из-за довольно высокой цены (15 тысяч франков) картины достались разным владельцам.