Известная картина Маковского Константина Егоровича «Боярская свадьба» принадлежит к целому циклу его картин, которые объединены историческими сюжетами.
Это яркие, праздничные, сказочные, необыкновенно красочные произведения, с большим количеством персонажей, картины, передающие традиции, обряды русского народа, прославляющие эти традиции и продлевающие жизнь.
Каждый персонаж в рассказе описан с невероятной правдой. Мимика каждого гостя тонко передана, невероятно точна, разнообразна, богато написана
одежда мальчиков того времени. Картина построена таким образом, что в ней нет заштрихованных лиц, все они выделены и каждый персонаж несет свою смысловую нагрузку.
Конечно же, главной героиней картины должна быть невеста на своей свадьбе. Но на картинке сразу не увидишь. Девушка почти целиком написана на краю холста. Маковский как бы подчеркивает ее истинное положение в этом обществе.
Поникший взгляд девушки, покорность во всей позе, безысходность — все это затмевает даже такие невероятно роскошные убранства невесты. А мертвенно-серая рука юной девушки будет выглядеть ужасно контрастно среди парчового великолепия.
Жених осторожен с красавицей. Он пытается нежно повернуть Несмеяну к себе, но опыт показывает, что такая забота у богатого мальчика была недолго.
За невестой суетится, как приземистая жаба, сваха. Она уже знает, с каким тяжелым сердцем красотка идет под венец — жених ей не нравится. Ну неужели это повод так извращаться, такое-то и такое-то брачное счастье для любой девушки.
С весельем и улыбками гости-мужчины тянутся к юной невесте в очках. Они вовсе не собираются погружаться в грусть и горе молодоженов. Им это чуждо. Но женщины смотрят на невесту совсем иначе. Вот пышная дама с явным интересом ждет, что будет дальше – сможет ли жених поцеловать красавицу.
И яркая барышня посреди стола вовсе не успокаивается на упрямой невесте. Может, она сама мечтала оказаться на ее месте?
Необыкновенные картины Маковского заставляют выдумывать, фантазировать и восхищаться.