На картине «Дама в голубом» Константин Андреевич Сомов изобразил своего близкого друга и коллегу по ремеслу – художницу Евгению Мартынову. Художник создал ретроспективный портрет, поместив свою модель в стилизованный парк и одев ее в старинное роскошное платье. Некоторые исследователи считают, что на этом портрете Сомов изобразил прекрасную даму мифического Серебряного века, некий возвышенный образ идеальной женщины, которую, к сожалению, не встретишь на улице.
Оказывается, это обычный парадный портрет — красивый
молодая женщина в дорогом старом платье с томиком стихов в руках стоит на фоне деревьев в парке. Но когда мы смотрим на эту работу, мы видим не только прекрасную картину, мы чувствуем грусть героини портрета, проникнутую сочувствием к бледному, больному ангелу, неизвестно откуда прилетевшему на эту грешную землю.
Композиция картины выстроена безупречно – стройный женский силуэт практически идеально вписан в раму полотна, роскошное голубое платье с кружевами подчеркивает хрупкость и одухотворенность лица героини. На ее бледное грустное лицо от тяжелых дорогих тканей платья дамы ложатся синеватые тени.
Темно-зеленый куст позади женщины словно отделяет ее от остального мира. Все краски в этом старом мемориальном парке, кажется, поблекли и увяли. На заднем плане картины видно озеро, на берегу которого играют музыканты. То есть кажется, что там идет обычная жизнь, но этот фон выглядит как старая выцветшая фотография, снимок ушедшей реальности.
Только дама не является частью этой старой картины, она реальна, как может быть реален ангел в образе мужчины. В глубине ее больших грустных глаз — страдание и боль. Во всем ее облике чувствуется усталость и разбитость. Когда зритель смотрит на нее, зритель проникается той мучительной тоской, которую испытал сам художник, когда писал этот портрет.