Зима – прекрасное время года. Снег покрывает все белой пеленой, деревья стоят черные и голые, небо соткано из облаков и нависает над самой землей. Природа спит. Многие звери ушли в спячку, птицы улетели в теплые края, люди попрятались в хижинах.
Все спасаются от холода, как могут — кто в теплой норе, кто в теплой норе, кто в теплом доме, попивая чай из большой чашки. Но из того, что все стараются пережить мороз, по возможности не контактируя с ним, это не значит, что нет никого, кто способен его любить. После всего
даже спящая природа прекрасна — вот почему пейзажисты часто изображают ее на картинах, показывая прячущимся в тепле и счастье людям, как красиво может быть снаружи, где снег и лед.
«Зимний лес» Юона — одна из таких картин. На ней зимняя тишина во всей красе — сугробы лежат на земле, снежные шапки на ветвях деревьев, поле покрыто белизной и небо серое, низкое, готовящееся выпустить хоровод снежинок. Однако это молчание не полное — достаточно вглядеться в картину, чтобы понять это.
Следы в правом нижнем углу — пробежал заяц или прошел волк, выискивая что-нибудь поесть, как утолить голод в желудке, покрытом серой шестеркой. Это оживляет картину, оживляет изображенную на ней зиму. Да молчи. Да все покрыто, сонно, холодно. Но даже в этом холоде и в этой тишине есть живое присутствие. Кажется, если присмотреться, то на горизонте можно увидеть дым, поднимающийся из труб далекой деревни. Это работает, прислушайтесь, и вы услышите, как беспокойный дятел стучит по дереву или как каркает ворона, найдя свежую падаль.
Зима – это время тоски, время тишины и пустоты, но это также и время, когда любые жизненные проявления воспринимаются острее и ярче, когда одна цепочка следов может привести ко многим мыслям. Когда видишь дым над деревней даже там, где деревни нет.