В военное время художнику разрешили служить в военном ведомстве в Петрограде. Поэтому, что такое боевые действия, какова жизнь офицеров и солдат, он знает не понаслышке. В картине «На линии огня» Петров-Водкин использует трехцветную цветовую схему. А именно синий, желтый и красный. Именно в этих тонах передается картина гражданской войны.
Военные движения устойчивы и медленны. А выбранный художником композиционный принцип позволяет оценить персонажей как со стороны, так и сверху. Петров-Водкин удачно передал образ Земли
как планеты. Военные вроде бы достигают какой-то вершины, но подняться не могут. И вообще эта картина очень трагична. Другое название этого полотна – «Первая немецкая война». Солдаты русской армии умирают с глазами, полными ужаса и отчаяния. Их задача спасти, защитить короля и отечество. Просто они тоже не могут. Создается впечатление, что они теперь тоже будут медленно падать один за другим, замертво на землю. И всем хочется этой паники и этого ужаса в широко раскрытых глазах.
В картине ярко выражено трагическое время, когда страна буквально разваливалась на глазах, но все свято верили в счастливое светлое будущее. Не поверил только автор полотна. Он изобразил эту невозможность человека подняться к чему-то высшему. И голубые, воздушные мечты остаются где-то позади. Изображение является своеобразным символом целой эпохи, когда люди верили в «воздушные замки» и самозабвенно шли за несбыточными мечтами. Только в конце они осознали бессмысленность ситуации.