После оглушительной славы, обрушившейся на художника картиной «Купание красного коня», Петров-Водкин ищет новые темы для творчества. Он всегда был известен как прекрасный портретист, но тема детского портрета стала для художника новой. Он будет возвращаться к ней неоднократно, показывая детей разных национальностей и возрастов.
На картине «Портрет мальчика» 1913 года изображен юноша лет тринадцати. Он уже не совсем ребенок, но ему предстоит пройти долгий путь, прежде чем он станет полностью взрослым. Этот контраст между веками
и попытался показать автору.
Строгие черты лица говорят о том, что мальчик уже вышел из нежного детства. Он стоит на пороге юности, где должен взять на себя ответственность за свои поступки. Простота и серьезность его лица говорят об осознании мальчиком своего перехода.
Но детство еще не вернулось безвозвратно. Мягкий и проницательный взгляд карих глаз приковывает к ним все внимание зрителя. Оттенок растопленного шоколада придает шелковистость и прозрачность, что делает взгляд глубоким. Глубина взгляда символизирует будущее мальчика: оно придет, но неизвестно, каким оно будет.
Отдельно стоит поговорить о предыстории. Чтобы не отвлекать внимание зрителя от лица мальчика, Петров-Водкин использовал мягкие и приглушенные тона зеленого цвета. Этот цвет известен своей способностью успокаивать. А ассоциация с весной и зеленой травой подчеркивает мысль о том, что мальчик только начинает взрослеть, и жизнь для него еще полна красоты. Этот малыш свеж и чист, как первая весенняя зелень, полон энергии и эмоций. Об этом легко судить по насыщенности оттенков.
Разные слои фона можно воспринимать как интерпретацию мыслей мальчика. Они подобны волнам, которые постоянно движутся и поглощают друг друга.
Все полотно пропитано верой в человечество и любовью к мельчайшим членам общества, из которых складывается будущее.