Петров-Водкин — российский и советский художник, график, теоретик искусства, писатель и педагог. В искусство его, как и многих художников, привели случайности — сначала он встретил двух иконописцев, глядя на которых, почувствовал желание взяться за кисть, а потом мать отдала рисунки сына известному скульптору, который был так впечатлен творчеством Петрову-Водкину, что он взял его с собой в Петербург и дал ему прекрасное образование. Если бы не эти два случая, кто знает, как сложилась бы его творческая судьба.
«В
дитя» — одна из картин, посвященных материнству, которую Петров-Водкин определенный период воспевал всеми своими произведениями. На одних он вкладывал в нее святость и непостижимость — как, например, в «Петроградской Мадонне» — на других показывал как обычно материнство и в то же время как оно свято.
«В детском саду» — со второго. Ребенок спит в кроватке. Повернувшись лицом к зрителю, перо сжато в кулак, волосы очерчены легкими штрихами, придающими им пушистость. Собранные игрушки, сложенные в коробку, стояли на тумбочке. Голубое одеяло укрывает ребенка. Мать стоит в дверях – она просто одета, акцент делается на самой ее фигуре, застывшей в дверях. Эта фигура крупная, изображение слегка скошено по диагонали, как будто вы прижимаете к нему взгляд.
Женщина держится рукой за раму, другой рукой готовится закрыть дверь, а на лице ее усталая нежность. Она целый день играла с ребенком, гуляла с ним, кормила и учила его, а когда он засыпал, она чувствовала облегчение и в то же время странную пустоту. Лицо у нее немного растерянное, как будто она не понимает, почему ей скучно, почему грустно, почему одиноко без ребенка.
В следующее мгновение она закроет дверь, пойдет к телевизору или на кухню, но все же время от времени будет заглядывать в детскую, превратившуюся в сонное царство. Она позаботится о том, чтобы с ее сыном все было в порядке.