Леон (или «Лёвен») Самойлович Бакст был одним из самых талантливых сценографов и художников рубежа веков.
Впервые Бакст появился в художественном объединении «Мир искусства», где работал бок о бок со своим другом Александром Бенуа, и быстро завоевал популярность в живописных кругах своими удачными графическими этюдами, книжными иллюстрациями, эскизами к театральным постановкам многих театров и, конечно, поражает в своих портретах простота.
Лев Самойлович постоянно существовал среди
блестящая отечественная интеллигенция — поэты, писатели, художники — и многим из них суждено было остаться в плену у своего талантливого друга.
Зинаида Гиппиус не стала исключением. Знаменитая поэтесса, известная своим эпатажным поведением по отношению ко всей культурной столице, изображена Бакстом свободно сидящей на стуле в необычном костюме. Это старинный мужской наряд, состоящий из брюк, белоснежной рубашки с воротником и куртки.
Женщине в то время нельзя было появляться в брюках и мужском пиджаке – это не допускалось в обществе. Но Гиппиус легко и со вкусом разрушает стереотипы, а Бакст умело запечатлел в этом портрете ее эпатажные черты.
Работа написана в традициях лучших портретов Бакста. Художник работал над ней в 1906 году и завершил ее очень быстро. Изображение фигуры дано в полный рост, интересное композиционное построение производит впечатление на зрителя. Героиня помещена в полном формате, что ее условно вытягивает, а черно-белый цвет упрощает и подчеркивает линию.
Бакст намеренно оставляет фон пустым, а подробно пишет лицо поэтессы и ее костюм, которые были четко подчеркнуты, чтобы повысить значимость личности этой героини и показать то внимание, которого всегда заслуживала Гиппиус.