Картина «Витрувианский человек» — произведение, созданное Леонардо да Винчи в 1490-92 годах в качестве иллюстрации к книге. Сама книга была посвящена творчеству Витрувия, а иллюстрация Да Винчи была помещена в ее дневнике.
На рисунке отчетливо видно изображение фигуры человека в виде двух позиций, которые нанесены одна поверх другой в разных аранжировках. Кроме того, отчетливо просматриваются разветвленные в стороны руки и ноги.
Эту иллюстрацию прозвали «канонической пропорцией
пером, тушью и акварелью, а также металлическим карандашом, размеры рисунка 34,3 × 24,5 см. На сегодняшний день этот рисунок находится в Венецианской академии. Рисунку также был присвоен статус научной работы и произведения искусства.
Стоит отметить, что главной особенностью рисунка Леонардо да Винчи является интерес художника к пропорциям. Вновь открыв математические пропорции человеческого тела в 15 веке, Да Винчи и многие другие ученые совершили великое достижение, ставшее предвестником итальянского Возрождения.
Изучая рисунок, можно увидеть, что набор расположенных ног и рук дает два разных расположения. Положение, при котором руки разведены в стороны, а ноги сведены вместе, четко вписано в квадрат. А с другого ракурса — расположение ног и рук, открытых в обе стороны по кругу.
Если посмотреть подробнее, то можно увидеть, что центр круга — это пупок фигуры. Чуть позже, обратившись к этому приему, Корбюзье удалось создать собственную шкалу пропорций — Модулор, которая смогла повлиять на эстетическую составляющую архитектуры ХХ века. Рисунок чаще всего используется как имплицитный символ внутренней симметрии человеческого тела и всей Вселенной.