Картина «Распятие» итальянского мастера Мазаччо была написана в 1426 году для украшения залов пизанской капеллы Санта-Мария-дель-Кармине. Она является наиболее известной и точной по датировке и цене картины Мазаччо, так как заказчик в свете особого впечатления, которое произведение произвело на него, тщательно документировал все данные, касающиеся своего заказа.
В процессе создания работы Мазаччо, по настоянию заказчика, прославившегося в Пизе
нотариус Джулиано ди Колино, использовал только самые дорогие и качественные материалы. Информация также указывает на то, что художник при работе использовал сусальное золото.
Сюжет картины повествует нам о моменте распятия Иисуса Христа. В центре произведения стоит распятый на кресте Христос. Слева от него Иоанн Богослов, одетый в голубой хитон, а справа от него скорбящая Богородица, одетая в широкие синие одежды с наброшенным на Нее красным хитоном.
Мария Магдалина в покаянии простирает руки к своему несправедливо убитому учителю, расположена прямо перед крестом и видна зрителю только сзади. Но даже с этого ракурса становится понятно, насколько сильно горе женщины, которая, однако, вскоре первой из людей сподобится увидеть великое чудо — явление воскресшего Иисуса. На картине Мария изображена в красных одеждах, согбенная и с непокрытой головой.
Стоит отметить, что верхний конец креста увенчан символом, означающим скорое возрождение и дающим надежду скорбящим, а именно Древом Жизни.
Есть версия, что Мария Магдалина присутствовала на картине не с самого начала. Дело в том, что нимб над головой визуально оказывается над ногами Христа, что вряд ли вяжется с ошибкой Мазаччо при первой работе над картиной.
В то же время проведенная в середине ХХ века реставрация выявила еще один интересный факт – под надписью «Иисус, Царь Иудейский Назарянин» находилось точно такое же древо жизни, о котором говорилось выше найденный. Кто и зачем убрал его из первоначального варианта композиции, остается большой загадкой.
Еще один интересный факт: вполне вероятно, что изображение изначально, для усиления эффекта нависшей над вами библейской сцены, предназначалось для просмотра снизу вверх. На это указывает объемная грудь Христа, а также слабо выраженная шея Марии Магдалины.