Авилов изобразил битву, которая произошла между русским богатырем и татарскими воинами. Именно с него началась битва на Куликовом поле.
Авилов написал это полотно, когда шла оборона Сталинграда. Художник говорил, что композиция его картины невероятно проста. В центре мы видим, как встают две лошади. На них сидят: Пересвет — слева, а справа — Челубей.
Художник изображает главных героев очень крупно. Они полностью затмевают все остальное, изображенное на этом полотне. Авилов намеренно преувеличил
их гигантская сила и гигантский рост. Он довел их до поистине пафосного звучания, характерного для былин.
Живописец возвышает над равниной фигуры изображенных гигантских лошадей. Они похожи на причудливые пирамиды.
Краски наиболее интенсивны в изображении двух главных героев. Войска, виднеющиеся где-то далеко позади них, намеренно написаны очень бледно. Лошади выглядят очень страшно. Их гривы воинственно развеваются, а рты полностью обнажены.
Художник использует причудливую игру цветов, чтобы передать краской определенное состояние солдат. Слева преобладает серый оттенок. Он говорит о максимальной самоуверенности и отличной выносливости воинов. Воины с нетерпением ждут исхода этой великой дуэли. Но в то же время они стоят неподвижно, как камень из гранита. Перед армией Авилов сам нарисовал Дмитрия Донского на белом коне.
Для изображения войск татаро-монголов живописец выбирает красочные и яркие оттенки. Это свидетельствует о том, что противник совершенно не уверен в своих силах. Он сомневается, сможет ли он победить или ему придется сдаться на милость победителя.
Полотно Авилова максимально выразительно. Все ждут финиша. Художник умело передает надвигающееся напряжение.