Русский художник Врубель сумел передать простыми мазками и в ограниченной цветовой палитре больше, чем это возможно в совокупности приемов и оттенков. 1903 и 1904 годы фигурируют в истории искусства как годы создания, на первый взгляд, банального монохромного этюда «Двор зимой». На самом деле работа представляет собой достойный образец целостной картины.
Зритель видит небольшой двор, засыпанный снегом. Снег покрывает все предметы на картинке. Сугробы и аккуратно лежащие слои снега на столбах читаются с первого взгляда
тщательно и ритмично прорисован забор, на крышах невысоких домов.
Только деревья нарисованы уверенными ломаными линиями. Ветви далеких деревьев растворяются в ледяном воздухе. Архитектура ближайшего к зрителю дома гармонично исчезает, словно растворяясь в белой власти зимы. Детально проработаны городские постройки: окна, кровля и трубы на ней.
Заметно отсутствие человеческих фигур в поле зрения. Нет ни единого намека на присутствие человека. Автора интересует четкая, геометрическая архитектура, которая также испаряется в увядающем плену мороза.
«Двор зимой» выполнен на обычной бумаге с участием только черного графитного карандаша. Различные оттенки создаются за счет давления пера с разной интенсивностью. Изображение состоит из градаций от угольно-серого до светло-сероватого оттенка.
Удивительно и гениально, что значительная часть полотна не тронута единым живописным средством, а мы, зрители, видим на пустых участках листа настоящие снежные покровы.
Иллюзия сплошной пелены создается за счет варьирования степени световой насыщенности окружающих предметов. На слабо очерченных сугробах видна фактура рыхлого, слегка подтаявшего снега.
«Дворик» Врубеля находится в Третьяковской галерее и ждет заинтересованных и восхищенных взглядов посетителей.