За свою жизнь Врубель успел поработать практически со всеми известными человечеству техниками. Рисовал кистью, рисовал карандашом, использовал все краски, которые попадались под руку. Он постоянно искал лучший способ отразить действительность в искусстве и никогда не останавливался на чем-то одном. Он даже ваял скульптуры и участвовал в жизни театра — постоянная кипучая деятельность, неутомимая энергия были его спутниками и его отличительными чертами.
«Пир римлян» — не полная картина это набросок
выполненные карандашом и акварелью, незавершенные и оставляющие ощущение некоего сюрреализма. Одни детали проработаны до мелочей – лицо дремлющего мужчины, музыкальный инструмент в руках женщины – другие едва прорисованы и без угрызений совести прорываются в пустоту.
Весь образ как бы тонет в туманной дымке, но от этого остается ощущение, что момент был выхвачен художником из прошлого и выброшен на бумагу целиком, а не ощущение пагубной незавершенности. Он присутствует, но является скорее дополнением, раскрывающим смысл, чем недостатком.
Три человека на картине балуют себя отдыхом и делают это в течение длительного времени. Женщина уже не играет, ее пальцы не на струнах, а расслаблены в замке. Она смотрит в комнату, слегка наклонив голову, словно надеясь увидеть какой-то смысл в происходящем.
Толстяк дремлет прямо над тарелкой, чаша с вином опасно зажата в его пальцах, готовая выпасть и покатиться по полу, к счастью, без жидкости.
Думает третий. У него строгий профиль, лица не видно.
Все эти люди выглядят так, будто им ужасно скучно с собой. Как будто они устали от бессмысленного отдыха и скуки, как будто их уже не волнует, что будет дальше.
У них есть еда, но они не в состоянии ее оценить. У самих они есть, но они устали говорить.
И тонет в мгле времени их пустой пир.