История написания этого портрета заслуживает отдельного упоминания. И прежде всего надо рассказать, как так получилось, что Врубелю, который в то время уже совсем сошел с ума, вообще разрешили рисовать. Да, ныне великий художник Михаил Врубель был сумасшедшим. Общественные и семейные проблемы привели его к этому. Но в первую очередь это общество.
Долгое время он не был признан художником. Над ним смеялись и насмехались, все его картины всегда подвергались едкой критике, и никто не вставал на его защиту, кроме нескольких
человек. Одним из них был великий меценат Савва Мамонтов.
Именно он впоследствии сумел создать художнику такие условия, что он стал работать в свое удовольствие и напрочь забыл о бедности. Но это не помогло его здоровью, оно продолжало ухудшаться. И лечился, лечился долго и в разных больницах.
Но однажды его друзья-художники рискнули и собрали тридцать шесть его картин в большую выставку, чтобы доказать всем, что их друг не сумасшедший, а просто чрезвычайно талантливый художник. И они сделали. И Врубеля наконец признали замечательным художником. Но как поздно это случилось.
Он написал этот портрет, когда пришло очередное просветление разума и врачи дали разрешение рисовать. Ему позировал сам Брюсов. Но было сделано еще одно: утром позировал Брюсов — Врубель рисовал, а потом позировал сам Врубель, а его друг Серов рисовал. И тогда у нас есть картина художника в этот момент.
Да и самому Брюсову было очень жаль, потому что он не сразу сообразил сфотографировать черновой вариант своего портрета. По его мнению, Врубель неплохо изобразил его в черновом варианте. Но в этом цвете он как-то странный получился, и Брюсов был им немного недоволен.
А то Врубель немного не доделал этот вариант, не доделал. И этот портрет считается незаконченным. Но это все же одна из последних осознанных работ мастера.