Художник-авангардист Наталья Сергеевна Гончарова, работавшая в начале ХХ века, не ограничивалась в своих работах одним стилем. Ее интересовали такие направления, как футуризм и кубизм. Но большая часть ее работ выполнена в стиле неопримитивизма.
Художницу вдохновило народное искусство, оспочение лубочных картинок, русская иконопись, а также изображения языческих божков. Отличительной чертой работ в этом стиле стало использование цветочных пятен, лишенных объема и заключенных в контурную черную рамку.
На картинке
«Купание лошадей» мы видим идиллическую сцену из сельской жизни. Босые бородатые пейзаны в ярких рубахах купаются в пронзительно-синей воде быстрой реки своей коней. Пара лошадей – гнедая и серая уже в воде, а третья, тоже гнедой масти еще на походе.
Один из мужчин выбежал и встал по колено в реке, держа свою лошадь. Его действия напугали небольшую стайку улетающих белых гусей. На берегу еще двое безлошадных, босые и в картушах, наблюдают за происходящим. Вдоль берега растут вековые деревья с желто-зеленой листвой, а на заднем плане видны чередующиеся зеленые поля пастбищ.
Ткань напоминает традиционный лубок – фигурки людей и лошадей плоские, хотя у человека, управляющего лошадью, видны горбы мышц под темно-красной рубахой, а очертания серой лошади не лишены элегантность, присущая лошадям.
В идеале к горизонту поднимаются параллельные поля земли, оставляя наблюдателю небольшую полоску серо-голубого неба, однако практически скрытую раскидистыми ветвями дерева в центре картины. Бело-желтое отражение этого дерева, вытеснившее большую часть синевы с поверхности реки, покрыто цепочкой чашечковых листьев.