»Курсистка» — один из ответов Ярошенко, всегда чувствительного к народным волнениям, на очередное изменение привычного образа жизни. Как, откликаясь на скорбь народа об арестованных и репрессированных, он пишет «Везде в жизни», так и «Курсистка» рождается из народной неразберихи — женщины дают себе учиться, что-то меняется, что-то заканчивается и это страшно.
«Курсистка» показывает девушку, которая спешит на учебу. Она скромно одета, в темном платье с белым воротничком, на плечах светлая отливно-голубая накидка, на голове
черная шапочка. Под моей рукой женщина держит учебники — тоже, как и все студенты в мире, и рука ее слегка неловко согнута — ей непривычно, даже, пожалуй, немного жутковато перешагивать через знакомые устои.
Под ногами у нее мокрый, блестящий мост. Прошел дождь. Слева от него и справа от зрителя стена, с другой стороны картина ничем не ограничена, уходящая в бесконечность.
Лицо женщины самое заметное на картине. Она очень молода, у нее узкий подбородок, красиво изогнутые брови. Она смотрит чуть в сторону, не на зрителя, а взгляд ее рассеянный и слегка рассеянный, как будто она не совсем уверена в том, что делает.
Эта картина была первым изображением ученицы русской женщины, и вся ее композиция призвана показать — в ней нет ничего угрожающего, ничего, что должно было бы вызывать тревогу.
Просто студент среди других студентов, молоденькая девочка, пуганная привечения бадувания, но переступающая через страх радио образования. На картине нет ничего лишнего, прорисованы мелкие важные детали — лицо девушки, книга, неловко согнутая рука — а все остальное размазано, слегка плывет в мокром осеннем тумане, потому что не важно и только тени главное изображение и основное сообщение.